Новости:

Чем грозит утилизация рынку?

09.12.2013

Со следующего года стоимость автомобилей, собираемых на территории России, вырастет на 5-10%. К такому мнению пришли некоторые эксперты, называя в качестве главной причины введение всеобщего утилизационного сбора. Выясняем, чем сулит такое нововведение на самом деле.

Утилизационный сбор будет уплачиваться за каждое колесное транспортное средство, ввозимое в Россию или производимое на ее территории. Так, базовая ставка для легковушки составит 20 тыс. рублей. Эта сумма умножается на специальный коэффициент, размер которого рассчитывается исходя из, например, объема двигателя транспортного средства. Сумма довольно крупная: для новых легковых автомобилей с мотором до 1,5 литра коэффициент составит 0,5, до 1,8 литра – 1, до 2,5 литра – 1,5, до 3 литров – 1,8, до 3,5 литра – 3 и для машин с мотором более 3,5 литра – 3,6.

На подобных правилах настоял Евросоюз из-за того, что имеющаяся система, якобы, противоречит правилам ВТО. По данным Министерства финансов, сейчас начисления от утилизационных сборов составляют в нашей стране 54 млрд рублей, а, начиная с 1 января, сумма увеличится практически в 3 раза — до 148,5 млрд рублей.

По мнению некоторых экспертов, выплачивать эти сборы придется потребителям, а это грозит повышением цен на машины. С учетом того, что автомобильный рынок и без этого переживает сейчас не самые лучшие времена, очередное удорожание приведет к падению спроса. Правда, эксперты призывают не бояться грядущих перемен, которые-де в реальности не так страшны. Введение утилизационного сбора – это, в первую очередь, проблема автопроизводителей.

«Большинство иностранных автокомпаний, имеющих заводы в России, крайне редко меняют цены на автомобили – обычно все откладывается на конец года. Это происходит в связи с инфляцией российского рубля по отношению к доллару и евро, которая в 2013 году составила 10%. Это означает, что в январе практически все иностранные модели, собираемые в России, вырастут в цене. По неподтвержденной информации, по маркам концерна Volkswagen повышение цен произойдет аналогично прошлому году, когда отпускные цены выросли в рамках повышения таможенных акцизов. Это происходит ежегодно», - сказал Роман Приходько, директор по продажам, «Ауди Центра Варшавка».

В общем-то, российское правительство не отнекивается от проблемы и даже согласилось выплатить компенсацию автокомпаниям. Минпромторг уже создал 2 проекта, которые, правда, пока не получили одобрения. Так, планируется, что из бюджета будут выданы средства на компенсацию расходов для выпуска автомобилей экологических классов «Евро-4» и «Евро-5». Компенсации также должны покрыть расходы на энергоресурсы, содержание рабочих мест, производство и многих других параметров.

«Повышение цен с нового года, скорее всего, будет в стандартных пределах - на уровне 1-2%. Хотя правительство и обязало производителей платить утилизационный сбор, но в качестве компенсации собирается выдавать им субсидии, поэтому резкого сокращения продаж из-за этого ожидать не стоит. Падение рынка (если это и случится) в следующем году, вероятно, будет связано с возможным ухудшением экономической ситуации», - прокомментировал Азат Тимерханов, ведущий аналитик агентства «Автостат».

Он также добавил, что пока что рано делать прогнозы на 2014 год. Рынок может как прибавить 5%, так столько же и потерять. Сам аналитик склоняется ко второму варианту развития событий.

Андрей Петренко, президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» тоже считает, что в следующем году рынок не вырастет. По его мнению, год будет на уровне 2013-го, но возможно и дальнейшее снижение продаж.

«Разумеется, это средние прогнозы. В реальности продажи одних марок могут вырасти, а других - упасть «ниже рынка». Многое будет зависеть от стратегии каждого конкретного производителя. Аналогична ситуация и по регионам. Скорее всего, оживление рынка начнется в 2015 году. Пессимистичные прогнозы связаны не только с подорожанием - это стандартная ситуация, когда производители один или два раза в год пересматривают прайс-листы. На автомобильный рынок влияет множество факторов как экономического, так и социального характера», - отметил эксперт.

Такая рыночная ситуация дает право быть уверенным в лояльной политике автокомпаний к потребителям. Иными словами, если производители поднимут ценник на 10%, то сами себе выроют могилу, поскольку на такие условия россияне пока не готовы. Кроме того, предложений теперь будет всегда больше, чем потенциальных покупателей. Компании работают над выстраиванием долгосрочных отношений с клиентами и партнерами и, чтобы не потерять обороты, должны искать пути обхода резкого удорожания.

«Мы предполагаем, что повышение цен в основном не превысит 3-5% и будет близко к тем изменениям, которые и так обычно происходят с выходом на рынок автомобилей нового модельного года. Влияние инфляции в этом вопросе может быть даже сильнее. Ситуация со спросом сейчас является достаточно вялой, и возможностей для перекладывания утилизационного сбора на потребителей у производителей и дилеров практически нет. Скорее всего, значительную часть бремени по уплате сбора компании возьмут на себя. И это будет массовым стереотипом поведения, так как производитель, который сейчас рискнет сильно поднять цены, потеряет свою долю рынка», - прокомментировал Алексей Терещенко, директор отделения стратегического развития холдинга «Атлант-М».

Утилизационный сбор является негативным фактором отрасли, но все же слабо скажется на продажах автомобилей. Специалисты озабочены больше прекращением программы льготного кредитования. Вот этот фактор точно даст свои «червивые» плоды.

Напомним, что мера была направлена на поддержку сокращающегося российского авторынка. Покупатели могли купить определенную модель в кредит под небольшой процент, а после прекращения программы итоговая цена машин для тех, кто покупает их в кредит, заметно увеличится. Глава Минпромторга РФ Денис Мантуров официально подтвердил, что программа завершится досрочно: 31 декабря, а не 1 апреля 2014-го, как планировалось ранее.

Такое решение принято «в связи с достижением основных задач программы по поддержанию уровня производства легковых и легких коммерческих автомобилей». Таким образом, автокредит, являющийся в настоящий момент двигателем торговли, вновь станет недоступным массовому потребителю, и это уже посерьезнее отразится на статистике 2014-го, чем утильсбор.

Организации на карте:



Камеры ГИБДД:

Наши проекты: