Новости:

Ученые-дорожники 3 года следили за шипованными шинами

16.01.2014

О вредоносном воздействии шипованных шин на асфальтобетонное покрытие автомобильных дорог известно, пожалуй, не только специалистам в сфере дорожного хозяйства. Такие шины являются одной из существенных причин образования колейности на магистралях.

При этом до сих пор практически отсутствовала какая-либо систематизированная информация о том, насколько широко распространено использование шипованных покрышек в том или ином регионе страны. Пробел этот устранили ученые петербургского научно-инновационного центра ЗАО «Институт «Стройпроект». В течение 2010–2013 годов они проводили специальные исследования на автомобильных дорогах в различных субъектах Российской Федерации.

Ситуация изучалась в таких городах, как Санкт-Петербург, Москва, Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Краснодар, Самара, Воронеж, Рязань, Челябинск, Тюмень Петрозаводск, Тихвин, Сочи, Владивосток, а также на участках автодороги М-20 в Псковской области, автодороги М-4 в Московской области и автодороги Челябинск – Екатеринбург в Челябинской области.

Комплексная методика исследований включала в себя несколько основных методов фиксации факта применения шипованных шин. Прежде всего, использовалась фото и видеосъемка в зимний период движущихся по дороге автомобилей с визуальной фиксацией шипов по фотоснимку или по видеоматериалу. Также проводилась визуальная фиксация шипов при осмотре в зимний период автомобилей, припаркованных в зоне тяготения дороги (парковки у административных и торговых центров, железнодорожных вокзалов и аэропортов, в зонах жилой застройки, на АЗС и т. п.). При обследовании парковок учитывались только те автомобили, которые, по внешним признакам, находились в эксплуатации. Наконец, практиковались специальные социологические опросы водителей на автозаправочных станциях. Это имело место преимущественно в летний период.

В случаях одномоментных обследований в протоколах наблюдения фиксировалось место (участок дороги), дата и время проведения подсчета автомобилей, тип автомобиля и наличие (или отсутствие) шипов. Величина выборки при одномоментном обследовании составляла от 100 до 300 автомобилей. Общее количество обследованных автомобилей превысило 12 000 единиц.

Какие же основные выводы были сделаны петербургскими учеными в ходе выполненных исследований? Оказывается, на сегодня в России шипованные шины на тяжелых грузовых автомобилях практически не применяются. Наиболее широко они используются на легковых моделях. Менее широко, но при этом достаточно часто шипованные шины используются на легких грузовых автомобилях (грузоподъемностью до 2 тонн) и микроавтобусах. Масса шипов на шинах у легковых автомобилей и легких грузовых автомобилей (а также микроавтобусов) различна, что вызывает разную степень износа дорожного покрытия.

В течение зимнего периода доля автомобилей, оборудованных шипованными покрышками, закономерно изменяется. С началом зимы эта доля возрастает, достигает максимума в середине зимы и снижается весной. При этом 1-2% автомобилей продолжает эксплуатироваться с шипованными шинами и в летний период.

Начало более-менее активного применения шипованных шин приходится на момент достижения среднесуточной температуры воздуха +10 градусов осенью, а завершается этот период при достижении этой же среднесуточной температуры весной. Доля автомобилей, оснащенных шипованными шинами, последовательно уменьшается при движении по территории нашей страны с севера на юг, что связано в первую очередь с различиями климатических условий.

Собранные на сегодня данные о количестве автомобилей с шипованными шинами по регионам России нельзя назвать исчерпывающими. Однако их достаточно для построения приближенной математической модели, позволяющей с достаточной для практических целей точностью прогнозировать этот показатель для тех регионов, которые пока еще не были охвачены обследованиями.

Результаты исследования могут быть применены для формирования нормативной базы по применению шипованной резины в России. В настоящее время, утверждают специалисты научно-инновационного центра ЗАО «Институт «Стройпроект», данный вопрос в России никак не регламентируется, за исключением ограничений по массе шипа (ГОСТ Р 52747-2007).

Организации на карте:



Камеры ГИБДД:

Наши проекты: