Наши проекты:



В мире авто:

Mazda Компания Mazda построила последний мотор Renesis
Леонид Попов, ДРАЙВ. Фото: Mazda
Первое роторное купе — Mazda Cosmo Sport — было запущено в серию 30 мая 1967 года (80 предсерийных экземпляров были изготовлены в 1965 и 1966 годах).

Целая эпоха конвейерного выпуска знаменитых роторных движков Мазды прервалась 22 июня 2012 года, когда японцы изготовили последний двигатель Renesis для купе Mazda RX-8 прощальной версии. За 45 лет, минувших со дня запуска первой серийной Мазды с ванкелем под капотом, компания произвела почти 2 млн таких легковушек. Никто в автоиндустрии не выпускал ванкели в подобных объёмах и с таким разнообразием «обёрток». Но теперь, увы, роторные движки на массовых моделях компании мы не увидим. Если их возвращение и случится, то не ранее чем через несколько лет.


На пике продаж своих роторных моделей, в 1973 году, компания выпустила за один только год 239 871 такую машину. В том же 1973-м Мазда порадовала поклонников ванкелей роторным пикапом, а в 1974-м — роторным микроавтобусом. Далее из-за нефтяного кризиса спрос на ванкели упал, но в конце 70-х и в 80-х годах всё равно держался примерно на уровне 50 000 роторных Мазд в год. В начале 1980-х ванкели от Мазды получили турбонаддув и впрыск топлива (на показанной вверху модели Cosmo). В 2006 году инженеры научили ванкель работать на водороде, а в 2009-м такой мотор запихнули в минивэн Premacy, причём, в отличие от водородного купе RX-8, там он приводил не колёса, а генератор.
«Производство RX-8 закончится, но роторный двигатель будет жить как важная часть духа Мазды», — заявил Такаси Яманути, президент компании. Сохранить эту частичку будет непросто. В подъёме фирмы пока все надежды возложены на программу Skyactiv, в которой первую скрипку играют улучшенные поршневые ДВС. Первая модель, вобравшая весь этот набор технологий, кроссовер CX-5, расходится на ура. По информации японцев, она легко превысит первоначальный план годовых продаж в 160 000 штук (прогноз составляет порядка 200 тысяч). Ещё в нынешнем году появится второй полностью «небесный» автомобиль — новое поколение Mazda6. И более того, в 2013 году Мазда намерена вернуться в Ле-Ман со скайактивным дизелем! А к весне 2016 года в линейке Мазды будет восемь моделей, полностью построенных по принципам Skyactiv. Они должны обеспечить 80% продаж марки.

Ванкель под названием Renesis встал на конвейер в 2004 году. На данный момент это самый доведённый до ума мотор такой схемы, если не считать экспериментального образца нового поколения, ванкеля 16X, который засветился лишь однажды — на концепте Taiki 2007 года.
Работа над ванкелями не будет остановлена, однако, похоже, на ближайшее время единственная для них возможность снова оказаться под капотом машин — экспериментальные модели. Например, в следующем году компания Mazda намерена представить электромобиль с расширенным запасом хода. В нём водородный ротор будет крутить генератор для подзарядки батареи. Но ведь не этого ждали фанаты ванкелей. Где можно будет услышать неповторимое жужжание ротора, который при нажатии на педаль газа резко бросает стрелку тахометра за отметку в восемь тысяч оборотов в минуту?

Перед нами однороторный движок KKM 400, построенный компанией NSU и присланный из Германии в Хиросиму вместе с чертежами. Свою линейку ванкелей Мазда начала создавать с анализа и повторения этой немецкой разработки, получив в 1961 году соответствующую лицензию. По данному образцу был построен прототип для испытаний и экспериментов. Но уже для серийных роторно-поршневых машин под маркой Mazda инженеры из Страны восходящего солнца спроектировали другой ванкель (с двумя секциями). Потом они ушли в данной области дальше всех на планете.
Одним из покупателей последних экземпляров RX-8 стал пожилой господин, который недавно вышел на пенсию и решился, наконец, приобрести машину с двигателем своей мечты. Будущее роторов Мазды остаётся туманным. Гипотетического наследника RX-8, если он вообще появится, придётся ждать неопределённо долго. Тем большую ценность приобретают уже построенные машины с ванкелями из Хиросимы. 38-летний токиец Киётаки Наои, обладатель купе RX-7 1989 года, подвёл итог: «Такой автомобиль является частью вас. Я, наверное, буду держать его до тех пор, пока он не сломается столь сильно, что я не смогу ездить на нём».