Новости:

Эффективны ли видеокамеры?

01.02.2013

Сколько бы водителей не пугали камерами фото- и видеофиксации и последующими наказаниями за нарушение скоростного режима, но страсть к быстрой езде, увы, превыше грозных штрафов. Не боятся, и все тут. Мы решили выяснить у экспертов, почему.

Портал 110km.ru провел опрос среди своих читателей на тему: «Боитесь ли Вы камер видеофиксации?». Самым распространенным оказался вариант: «Нет. Почему я должен их бояться?» - почти 44%. Следом по популярности идет ответ: «Лучше бы снимали гаишные «засады» - около 30% голосов. Ездят одним и тем же путем и знают, где они находятся, 16% с небольшим водителей. Те, кто пожелал высказать особое мнение - а таковых почти 5% - в основном, отмечали необходимость и пользу видеофиксаторов, которые-де воспитывают культуру вождения. Есть и такие, кто испытывает животный страх перед камерами – чуть более 8%. Оставшаяся часть – в среднем 8% - «письма счастья» получают, но игнорируют их.

Пугают не камеры, пугают люди

Сам страх у водителей, скорее, возникает не перед радаром, а перед человеком в погонах. Те, кто испытывает дискомфортное чувство непосредственно перед «съемкой», осознают, что вовремя неоплаченная квитанция может повлечь за собой 15 суток ареста. Большинство же, не видя составляющего протокол инспектора ГИБДД перед собой, не придают большого значения заменяющей живого человека технике.

Первым делом мы обратились в УГИБДД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области с просьбой дать комментарий по интересующей нас теме и итоговым данным народного голосования. Несмотря на простоту вопроса, оперативно ответ получить не удалось. Вместо этого нам предложили оформить письменный запрос, который должен будет находиться на рассмотрении несколько дней, после чего, возможно, последовала бы ответная информация. Заметим, что такая практика работы петербургского УГИБДД со СМИ в последние годы приняла характер норматива и, честно говоря, не приносит дивиденды имиджу региональной дорожной инспекции.

Хоть на официальном сайте автоинспекции регулярно публикуются данные о том, где дежурят фоторадары в автономном режиме. Вообще, в прошлом году камеры на российских дорогах засняли почти 26 млн нарушений ПДД, а это более 60% от общего количества зарегистрированных водительских проступков. Такого показателя удалось достичь благодаря увеличению количества техники. Сейчас комплексами фотовидеофиксации оборудовано 2,3 тыс. стационарных и более 3,6 тыс. переменных зон контроля.

Культура начинается с предупреждения

«У нас, что у ГАИ, что у водителей неверно представление об истинном назначении камер. Все превратилось в охоту друг за другом. Одни думают, мол, «приторможу перед фиксатором» или: «ой, ладно, у меня антирадар, большой шанс, что не засвечусь». С другой стороны, такое ощущение, что главная задача – поймать нарушителя, а не уменьшить количество ДТП на опасных участках. У нас не используется профилактический потенциал радара. Для сравнения, в Финляндии, по моим последним данным, установлено 1300 видеофиксаторов. Из них 1000 – муляжи, а 300 – реальные. И перед каждым объектом висят соответствующие знаки-предупреждения, что и нам необходимо», - считает Александр Холодов, член координационного совета межрегиональной общественной организации автомобилистов «Свобода Выбора».

Эксперт как в воду глядел. С 1 июля 2013 года на российских дорогах появятся специальные знаки и разметка, предупреждающие о фото- и видеофиксации. Соответствующее постановление, одобренное премьер-министром Медведевым, уже опубликовано на сайте правительства. Тем не менее, пока же ситуация все равно выглядит, как игра в догонялки. «Камеры нужно ставить не там, где гоняют, а где аварии происходят», - добавил Александр Холодов.

Перед техникой все равны

Опрошенные нами эксперты сошлись во мнении, что камеры на дорогах – прогрессивная необходимость. Они уменьшают коррупцию и исключают возможные варианты разобраться с нарушением, так сказать, «не отходя от кассы». К тому же, «засветиться» могут и «важные номера», принадлежащие ведомственным машинам. И если раньше «корочка» решала вопрос, то сейчас, якобы, не отвертеться: технике все равно, кому выписывать штраф.

«Мне кажется, что радары очень эффективны. Необходимо прививать нашим гражданам культуру вождения, как это сделано, например, в Эстонии – там почти везде смонтированы камеры, и никто ПДД не нарушает; нет (или почти нет) крупных и страшных ДТП, а у нас все наоборот. Проехать в городе 100+ км/ч считается нормой. Менталитет наших людей сильно отличается от европейского, и поэтому, судя по результатам Опроса на вашем портале, автомобилисты не сильно боятся камер, - прокомментировал Николай Мельков, активист межрегионального общественного движения по развитию транспортной системы «Убитые дороги».

Эксперт добавил: «Водители надеются на «авось», но до тех пор, пока дело не коснется конкретно их. Боятся же камер еще по той причине, что фотографии, зафиксировавшие их нарушения, где-то будут публиковаться, и им придется отвечать за свои поступки не деньгами, но и честью. А многие, видимо, не любят это делать».

Обсуждение реально полученных «писем счастья» в автомобильных кругах проходит всегда бурно. Водители с особым азартом делятся собственным опытом, придумывают всяческие шутки на этот счет и как бы переходят на новый уровень игры с техникой.

Анатолий Рубцов, водитель из Санкт-Петербурга: «Люди подчас не слишком верят, что с них реально приходят какие-то штрафы, думают, мол, это запугивание и «развод». Увы, это совсем не так. Ехал по нашей, питерской КАД на участке от Дачного проспекта к Таллинскому шоссе. Само постановление заботливый курьер вручил мне под роспись через 2 недели после инцидента. В постановлении было указано, что случилось все 16 декабря, «душил» я со скоростью 133 км/ч при 110 км/ч разрешенных, а значит, должен возместить государственной казне 300 рублей».

Наш респондент продолжает: «Введение автоматизированных систем, на мой взгляд, в целом, правильное решение. В таких вопросах человеческий фактор, не всегда «чистый на руку», лучше сводить к минимуму, если говорить о гаишных «засадах», где инспекторы словно ждут аварий и нарушений. Хотя каждый автомобилист уже знает, что сотрудника ДПС можно «затроллить» требованиями предъявить сертификаты соответствия на их радары, упрекнуть в недостаточной доказательной базе, напомнить о презумпции невиновности, зачитать для острастки какой-нибудь пункт нашей Конституции, и т.д. Однако народ у нас пугливый, и не всегда готов отстаивать свои гражданские права, а тем более, когда есть соблазн смиренно заплатить штраф «на месте» и поехать дальше».

Свой ответ радарам

«Камеры имеют малейшую погрешность» - такое заявление звучало в СМИ неоднократно. Но само только слово «погрешность» моментально настораживает автомобилистов, действуя на них, как красная тряпка на быка.

«Если прибор имеет аккредитацию и сертифицирован, то почему нет? Необходимо учитывать, что нашим автомобилистам сложно согласиться со своей виной, даже если они знают, что виноваты, они будут упираться до последнего», - добавляет Николай Мельков.

Или же использовать техническое «противоядие». Сегодня автосалоны могут подобрать на любой вкус и цвет девайс, который будет защищать машину от нежелательной «фотосессии».

«Самый распространенный ответ: «Нет. Почему я должен их бояться?», скорее всего, свидетельствует о наличии у респондентов особых средств, помогающих в обнаружении камер видеофиксации и радаров, - радар-детекторов. У современных моделей существует достаточно большой радиус действия, работа во многих диапазонах, малые размеры, интересный дизайн, множество функций, ну и, разумеется, различные ценовые диапазоны от доступных до самых продвинутых», - комментирует Андрей Миляев, руководитель отдела дополнительного оборудования автоцентра «Атлант-М Лахта».

Российские водители возмущаются, мол, видеофиксация нарушений ПДД идет без их предупреждения, а некоторые сотрудники ГИБДД занимаются специальной охотой на нарушителей вместо того, чтобы бороться за безопасность. Но, по-хорошему, не нарушать - должно быть естественной потребностью культурного человека. Или хотя бы просто не создавать угрозу для остальных. А знаки будут. Правительство пообещало...

Организации на карте:



Камеры ГИБДД:

Наши проекты: